Ранний детский аутизм

Рубрика: Психиатрия
В 1943 году американский психиатр L. Kanner в своих работах впервые описал синдром раннего детского аутизма (РДА), а в 1944 году австрийский ученый Н. Asperger описал похожий симптомокомплекс и назвал его «аутистической психопатией».

Детским аутизмом называется общее нарушение развития ребенка, проявляющееся в возрасте до 2,5 лет (гораздо реже от 3 до 5 лет) и затрагивающее психику ребенка (по МКБ-10). При синдроме РДА в первую очередь нарушается потребность ребенка в общении, утрачивается способность к взаимодействию в социуме, а кроме того, обнаруживается стереотипность активностей, поведения и интересов. У таких детей отмечается холодность по отношению к близким, безразличие, боязнь любых изменений в привычной им обстановке, однообразное, монотонное поведение со стереотипиями и различные расстройства речи.

Хотя синдром РДА наиболее ярко проявляется в возрасте от 2 до 5 лет, его отдельные симптомы можно увидеть еще на более ранних этапах развития. Например, при встрече с родителями такие дети даже в грудном возрасте не реагируют оживлением или улыбкой, в отличие от здоровых детей. Они равнодушны к близким, иногда как бы вообще не замечают отсутствия или присутствия родителей. Часто они неспособны отличать людей от неодушевленных предметов (явления протодиакризиса).
Неспецифические симптомы РДА у детей до трех лет связаны с инстинктивной недостаточностью и соматовегетативными нарушениями. Проявляются они нарушениями сна (прерывистость, уменьшение продолжительности и глубины сна, трудности засыпания), снижением аппетита, избирательностью в еде, общим беспокойством, а также беспричинным частым плачем.

Несмотря на холодность и скудность эмоциональных проявлений, дети с РДА дают бурные, аффективно окрашенные протестные реакции с криком и плачем на любое, даже незначительное изменение в привычной для них обстановке, например, при нарушении порядка кормления и умывания, прогулки или на появление новой игрушки и т.д. Часто такое поведение продолжается до тех пор, пока родители не уберут незнакомую игрушку или не вернут прежний порядок действий.

Дети с синдромом РДА отличаются однообразным поведением. Часами они могут совершать однообразные действия, которые поначалу можно принять за игру: бесконечно перебирают веревочки и баночки, насыпают и высыпают песок, раскладывают в определенном порядке спичечные коробки. При этом они никому не разрешат переставлять или убирать их «игрушки». Для них характерен повышенный интерес к неигровым предметам (коробочки, косточки от вишни, веревки), который обусловлен, вероятно, патологией влечений.

При РДА дети чувствуют себя лучше в одиночестве, поэтому стремятся к нему активно. Отношения с матерью могут носить различный характер: от индифферентного, когда дети безразличны, присутствует мать или ее нет, до негативистичного, когда ребенок прогоняет ее и относится к ней недружелюбно. В других случаях ребенок может испытывать беспокойство, если матери нет рядом, но, в то же время, абсолютно не проявлять ласки по отношению к ней (так называемый симбиотический контакт).

Нарушения психомоторики при РДА проявляются общей недостаточностью моторики – угловатостью произвольных движений, неуклюжестью походки, несодружественностью двигательных актов, а также появлением стереотипий в виде движений, напоминающих атетоидные – вращением и потряхиванием кистей рук, перебиранием пальцев, подпрыгиванием, вращениями, бегом на цыпочках и т.д.
Обычно у детей с синдромом РДА существенно задерживается формирование простейших навыков самообслуживания (умывание, одевание и раздевание, самостоятельный прием пищи и т.д.)

Характерен внешний вид таких детей: маловыразительная мимика, «пустой» взгляд или взгляд «мимо» собеседника.

Хотя речь развивается практически в обычные возрастные сроки, у детей с аутизмом отмечается недостаточность коммуникативных функций речи. Они зачастую оставляют без ответа обращенные к ним вопросы или отвечают сугубо односложно, как впрочем, и сами не задают вопросы. Такие дети могут иметь достаточный словарный запас, но обнаруживают «штампованность» высказываний. У них часто проявляется так называемая «автономная речь» - они могут разговаривать сами с собой, декламировать стихи. Для детей с аутизмом характерны эхолалии, неологизмы, скандированность, нелепое рифмование, употребление необычных интонаций, а также обращение к себе во втором или третьем лице. Иногда нарушения речи проявляются мутизмом – полным отказом от речевого общения.

Аффективные проявления бедные, монотонные и однообразные и проявляются обычно примитивными аффектами раздражения с общим беспокойством и монотонным плачем, или аффектом удовольствия, чаще возникающим в одиночестве.

Задержка интеллектуального развития у детей с РДА наблюдается не всегда. Однако в результате аутистического поведения у них нарушается познавательная деятельность.

По мере взросления ребенка отмечается и динамика синдрома РДА. У части детей к шестилетнему возрасту обычно несколько сглаживаются проявления соматовегетативных расстройств и нарушения инстинктов, нивелируются стереотипии движений и эхолалии. У некоторых происходит улучшение коммуникативных речевых функций: появляются ответы на вопросы, эпизоды спонтанной речи. Более длительно сохраняется автономность, вычурность, штампованность речи. Некоторые дети стремятся задавать необычные вопросы, часто сверхценного характера.

Игровая деятельность постепенно изменяется, приобретая форму сверхценных интересов отвлеченного характера. Такие дети увлекаются переписыванием газетных заголовков, коллекционированием и т.д. Такая деятельность отличается тягой к схематичности, стереотипному перечислению наименований и т.д.

В 7-9 лет продолжается редукция симптоматики РДА и их частичная трансформация в синдромы и симптомы других патологических состояний (психопатические состояния или психопатоподобные, атипичные варианты умственной отсталости и т.д.) Более стойким остается сам аутизм и эмоциональная индифферентность.

Считается, что РДА представляет синдром или целую группу синдромов различного происхождения. Наиболее изученными являются те варианты, которые называют синдромами Аспергера и Каннера, однако разграничение их условно.

Вышеперечисленные проявления РДА наблюдаются при обоих вариантах синдрома.

При синдроме Аспергера у ребенка отмечается нормальный интеллектуальный уровень или уровень выше среднего, тогда как при синдроме Каннера ребенок обнаруживает интеллектуальную недостаточность (или невысокий уровень интеллекта). Замечено, что при синдроме Аспергера ребенок еще до появления навыка самостоятельной ходьбы начинает говорить, а при синдроме Каннера развитие речи задерживается. А так же синдром Аспергера практически исключительно встречается у мальчиков, а синдром Каннера может отмечаться и у девочек. При синдроме Аспергера прогноз наиболее благоприятный, он рассматривается как один из вариантов формирования шизоидной психопатии. Синдром Каннера чаще переходит в атипичный вариант умственной отсталости.

Такие варианты синдрома РДА, как выделяемые в зарубежной психиатрии «органический аутизм» и «психогенный аутизм» являются на сегодняшний день малоизученными.

Психогенный вариант возникает у детей младшего возраста (до 4 лет), которые воспитывались в обстановке эмоциональной депривации (например, воспитание в домах интернатах). Для него характерны эмоциональная индифферентность, пассивность, нарушение контакта и коммуникаций, задержка речевого развития и развития психомоторики. Чаще всего психогенный аутизм при восстановлении нормальных условий воспитания подвергается редукции, поэтому носит обратимый характер. Однако, если ребенок младшего возраста пребывает в таких условиях воспитания больше, чем 3-4 года, нарушения приобретают стойкий характера, а проявления болезни становятся практически неотличимыми от остальных вариантов РДА.

Возникновение органического аутизма обычно связывают с последствиями органического заболевания головного мозга. Он обычно протекает параллельно с симптоматикой психоорганического синдрома:

Повышенной истощаемостью, нарушениями памяти, психической инертностью.
Часто выявляется неврологическая симптоматика, изменения на ЭЭГ по органическому типу, эпизоды судорожных припадков.
Отмечается выраженная задержка речевого и интеллектуального развития.


Варианты синдромов РДА отличаются по нозологической принадлежности и этиологии. Вопросы о нозологической принадлежности и этиологии синдрома Каннера остается малоизученным. Нозологическая принадлежность психогенного аутизма тоже не до конца выяснена, как неясна и роль наследственности. Органический вариант РДА относят к резидуально-органическим психическим расстройствам, которые связаны с ранними (внутриутробными и перинатальными) органическими поражениями ЦНС разной этиологии (травматической, инфекционной, токсической и т.п.) Наследственный фактор в данном случае тоже до конца не исключен.

Таким образом, РДА – это группа синдромов различной этиологии и нозологической принадлежности, которые наблюдаются у детей в раннем и дошкольном возрасте.
20.04.2012